вторник, 9 ноября 2010 г.

Советы начинающим водителям

Первый же день на дороге будет похож на экскурсию под названием: «Как нельзя ездить». Вы увидите, что многие водители ведут себя на дороге совсем не так, как того требуют Правила дорожного движения. Вам покажут все варианты нарушений установленных правил. На первый взгляд может показаться, что Правила нарушают абсолютно все, но это не так. Просто те, кто ведут себя на дороге некорректно, выделяются в общем потоке. Хотя есть и «поголовные» нарушения. Это не соблюдение скоростных режимов движения. Ехать по городу с максимальной разрешенной скоростью 60 км/ч вы не сможете. Вас все обгоняют, перед вами все перестраиваются и тех, кто вас только что опередил, тоже опережают!!! Это основная причина аварий в городе, а так же причина того, что в городе очень тяжело перестроиться, так как каждый едет с разной скоростью — нужно очень быстро соображать, чтобы успеть во время движения понять, когда можно начать перестроение, а когда нет. Знак «сорок» уже давно стал рекламой. Это вы тоже увидите.

Главное не начать ездить как все, что само по себе очень проблематично. Очень большое количество водителей ездит неправильно и не знает об элементарных законах потока. Вам нужно у кого-то учиться. Хорошо если у вас есть пример в виде родственника или друга, который, сам является аккуратным и спокойным водителем. А если такого нет!?

Самое главное для водителя во время движения — это обеспечение безопасности дорожного движения. Об этом надо помнить всегда, чтобы не происходило вокруг. Тогда вероятность попадания в дорожное происшествие сводится к нулю. Всем дорожным происшествиям обычно предшествует попытка какого-то участника дорожного движения (водителя или пешехода) куда-то успеть. Когда он пытается осуществить задуманное как можно быстрее, он отвлекается, и не может контролировать ситуацию в целом. При этом он отвлекает других. Определенная группа людей начинает волноваться и в итоге кто-то один из этой группы или несколько становятся участниками ДТП. Заметьте, тот, кто изначально поднял «бучу» может не стать участником аварии.

Водитель на улице зависит от множества факторов — настроения соседей по потоку, технического состояния автомобилей вокруг и огромного количества всяких неожиданностей.

Владение навыками управления на хорошем уровне — залог выживания на дороге. Но этого недостаточно. Вам придется научиться отслеживать поток, предсказывать его поведение, быть видимым, избегать мертвых зон и всегда иметь наготове запасной вариант. Нужно знать возможные опасности, чтобы выжить. Однако вождение автомобиля может быть предсказуемым, контролируемым и безопасным.

 Кстати, за рулем автомобиля вы можете тренировать приемы выживания. Просто представьте, что вы сейчас на мотоцикле и вас защищают только ваши навыки, мозг и экипировка. Уделяйте больше внимания поведению других водителей, старайтесь всегда быть видимым. Думайте, как мотоциклист.

В первое время вы будете ездить очень осторожно, пока у вас не выработаются автоматические движения. Как только вы почувствуете себя уверенно, то начнете проявлять неоправданный риск. Вот тут могут начаться проблемы. Исследования показали, что водители часто действуют неправильно в случае неожиданности. Например, они тормозят, забывая рулить и, едут в сторону опасности. Новичкам не приходит в голову заявляться на чемпионат по автогонкам. Почему же тогда они выезжают на гораздо более опасные улицы и начинают «гонять».

Никогда не превышайте скорость. Скорость не убивает сама по себе, она лишь удлиняет тормозной путь. Всякий раз, когда кто-то попадает в аварийную ситуацию, он едет с превышением скорости. Если бежать вдоль полок супермаркета в поисках молока, вы просто не успеете его заметить. Так и в потоке — на большой скорости вы просто не можете, как следует читать трафик, а это неизбежно приводит к неприятным неожиданностям.

Умение правильно отслеживать трафик — залог безопасной езды по улицам. В тот самый момент, когда ваш взгляд фокусируется на какой-то машине, знаке или пешеходе, вы теряете способность видеть всю картину, а значит, напрашиваетесь на неприятности. Вы должны постоянно перемещать взгляд, смотреть сразу во все стороны. Это даст мозгу больше информации, и он сможет заранее распознать опасность и придумать, как ее избежать. Конечно, уши помогают услышать вой сирен или гудок соседней машины, но глаза остаются самым важным источником информации.

 Многие аварии происходят из-за усталости водителя. В состоянии утомления глаза легче фиксируются на одном предмете, упуская из виду другие потенциальные опасности. Нужно научиться распознавать момент наступления усталости и специально заставлять глаза перемещаться активнее. Если вы в каждой поездке будете тренировать перемещение глаз, это станет привычкой, которая поможет вам, когда вы будете в следующий раз возвращаться домой за полночь.

Водители грузовиков видят трафик иначе, чем, например,  велосипедисты. Грузовик пробивается через поток, а велосипедист проскальзывает. Грузовик может настоять на своих правах, а велосипедисту придется уступить. Водитель грузовика уверен, что его все видят, велосипедист считает себя невидимкой. Чтобы успешно ездить по городу, вы должны комбинировать оба подхода.

Безопасная езда — это первоочередная задача на дороге, но это не значит, что ездить надо робко, потому что тогда все будут вас затирать. С другой стороны, слишком агрессивная езда не оставляет места для исправления ошибок — своих или чужих. Нужно найти баланс между агрессивностью и осторожностью, и этот баланс отлично иллюстрируется аналогией грузовик/велосипедист. Держитесь за место под солнцем, как грузовик, и уступайте, как велосипедист.

Быть столь же видимым, как грузовик — задача увлекательная сама по себе. Чтобы решить ее, нужно учитывать расположение зеркал соседей по потоку, место на полосе, тип автомашины, тип водителя, мертвые зоны, дорожные условия, дистанцию, интервал и даже время суток. Главная задача — бросаться в глаза. Все должно работать на эту цель — включенный свет фар, палец на клаксоне. Вы должны научиться быть столь же очевидным, как огромный грузовик. Но не забывайте, что на самом деле вас могут не увидеть. Поэтому, даже если по Правилам вы должны проехать перекресток первым, не стоит быть слишком настойчивым. Вы должны научиться уступать, если это действительно нужно, избегать «силовых» столкновений и быть наготове. Всегда нужно ожидать худшего, чтобы быть к нему готовым.

Большинство водителей уделяют больше внимания выбору скорости и дистанции. Это не правильно, больше внимания надо уделять тому, чтобы быть заметным. Единственный критерий выбора скорости и дистанции — заметность. Многие начинающие водители, думают, что их все видят, и платят за эту иллюзию высокую цену.

Больше всего бойтесь мертвых зон. Внутри вас должен зазвучать сигнал тревоги, как только вы окажетесь в чьей-то мертвой зоне. Если вы не видите голову водителя в зеркалах автомобиля — значит вы в мертвой зоне. Если вы не можете видеть его, то что? Правильно, он не может видеть вас. Измените свое положение в потоке так, чтобы дать водителю машины возможность увидеть вас, если он вдруг решит перестроиться. Никогда не надейтесь, что кто-то смотрит в зеркала, но всегда ездите «в зеркалах».

Изучайте машины. Мертвая зона зависит от конструкции машины, роста водителя, настройки зеркал и других факторов. Нет двух с одинаковой мертвой зоной, поэтому задачу быть видимым приходится всякий раз решать заново. Если в машине пять человек, то, скорее всего, водитель не может пользоваться салонным зеркалом, потому что в нем маячит чья-то голова. У некоторых автомобилей вообще нет зеркал. Держитесь подальше от потенциально опасных машин, а если это невозможно, выбирайте позицию в потоке так, чтобы их ошибки не могли вам повредить.

Мертвая зона — место, где ошибка водителя соседней машины может привести к ДТП. Ни при каких обстоятельствах не держитесь в мертвой зоне. Как только ваш передний бампер поравнялся с задним бампером передней машины — вы в мертвой зоне и будете в ней оставаться, пока полностью не обгоните эту машину. Величина мертвой зоны и ее реальная угроза зависит от конкретной машины. ЗИЛ-130 не может менять полосу так же быстро, как Мицубиши Эклипс, хотя его мертвая зона определенно длиннее.

Водители часто вынуждены ехать в мертвой зоне, особенно на многополосных дорогах, где темп своей полосы заставляет держаться в мертвой зоне машины на соседней полосе. В таком случае нужно либо увеличить дистанцию, чтобы попасть в зеркала соседней машины, либо сократить ее, чтобы попасть в зеркала следующей машины на соседней полосе.

Грамотное движение в трафике — это постоянный выбор скорости и позиции.
Передвигаясь по городу, часто проверяйте зеркала, примерно раз в пять секунд (можно чаще, в зависимости от плотности потока, поведения других водителей и ваших собственных намерений). Это хорошая привычка.

Указатели поворотов. Не включенный вовремя поворотник приводит к аварии гораздо чаще, чем вы думаете. Некоторые водители вообще не пользуются указателями поворотов или включают их, когда все вокруг и так давно поняли, что они хотят сделать. Это неправильно. Поворотники нужны, чтобы объявить о своих намерениях — перестроении, повороте налево и т.д. Кроме того, поворотник привлекает внимание, а значит, делает вас более заметным. Приучите себя включать указатель поворота в тот момент, когда вы только подумали о начале маневра.

Ваша мертвая зона.
Большинство неприятностей приходят спереди или сбоку, но это не значит, что не нужно думать о ситуации сзади. Периодически проверяйте зеркала, примерно раз в пять секунд. Перед перестроением нужно бросить взгляд через плечо, чтобы убедиться, что полоса свободна, хотя в плотном трафике бывают моменты, когда просто нет времени крутить головой. Поэтому нужно смотреть в зеркала быстро и запоминать картинку, а оценивать ее уже потом, глядя вперед. Если вы как следует освоите этот прием, запомненные картинки станут складываться в подобие фильма, поэтому вы сможете видеть ситуацию сзади в динамике.

Если вы не успеваете оглянуться, используйте педаль газа как инструмент борьбы с мертвой зоной. Небольшое ускорение поможет переместить мертвую зону так, что сосед по потоку окажется в зеркалах. Этот метод не такой безопасный, как взгляд через плечо, но иногда оторвать взгляд от дороги еще опаснее.

Читаем траффик. Движение по улице требует умения читать траффик, то есть предугадывать, где тот или иной автомобиль окажется через некоторое время. Попробуйте как следует изучить свои маршруты и зафиксировать места и направления, где возможны заторы или пробки. Например, если вы едете утром, то, скорее всего, максимально плотный поток будет в направлении центра города. Не забывайте учитывать положение солнца, особенно по утрам и вечерам. Если вы вечером едете на восток, считайте что все, кто выезжает с боковых дорог, вас просто не видят. Научитесь распознавать даже потенциальные опасности, вроде очереди машин, ждущих возможности повернуть налево через вашу полосу.

Чтение трафика сродни игре, в которую вы вынуждены играть. Можете ли вы догадаться, что сделает сейчас едущая рядом машина? Возможно, она начнет перестраиваться. На машине номера другой области? Она может неожиданно метнуться на съезд с магистрали. Некоторые водители на некоторых машинах при смене полосы не ускоряются, а замедляются. Вы можете их распознать? У кого-то может не хватить терпения и он начнет выезжать с боковой дороги прямо перед вами. Как это предвидеть? Если вы видите движение левой руки, значит, сейчас он включит поворотник и начнет перестраиваться. Быстрый взгляд через плечо означает быстрое перестроение. Научитесь распознавать намерения других по их поведению, и тогда они не застанут вас врасплох, даже если не включат поворотник или не посмотрят через плечо при перестроении.

Запасной вариант. Часть вашего мозга должна постоянно выстраивать запасной вариант на случай неожиданности. Как правило, это экстренное торможение, но с тем же успехом это может быть и интенсивное ускорение. Просто прикидывайте, что еще может случиться, и вы станете так выбирать положение в потоке, чтобы всегда иметь запасной вариант.

Чтение трафика должно стать вашей второй натурой. Ведите счет и будьте беспощадны в оценках самому себе. Произошло что-то неожиданное? Проанализируйте, чем вы занимались за мгновение до этого, какой это был тип водителя и машины, прозевали ли вы что-то настораживающее. Если неожиданность была по-настоящему опасной, и вам пришлось задействовать запасной план, вы должны вынести урок из своих ошибок и навсегда его запомнить. Чтение трафика помогает всегда быть готовым к любым неприятностям, которые готовят для вас городские улицы.

 Полная сосредоточенность. Профессиональные гонщики за рулем полностью сосредоточены на вождении. Вы должны поступать также в каждой поездке. Не позволяйте посторонним мыслям отвлекать вас от борьбы за жизнь.

 Автомобиль должен быть полностью исправным. Гонщика просто не выпустят на трек, если что-то не так с его автомобилем. Возьмите за правило никогда не ездить на неисправном авто.

Тренируйтесь. Гонщики очень много тренируются. Вы тоже должны тренироваться. Когда кто-то подрезает вас на дороге, вам придется продемонстрировать все свое мастерство, потому что цена ошибки на улице очень высока.

Не пей за рулем. Стыдно, что приходиться напоминать об этом. Не садитесь за руль пьяным. Если вам неожиданно пришлось поучаствовать в вечеринке, возвращайтесь домой на такси. Гонщики много тренируются, выдерживают режим питания и не делают глупостей, способных осложнить и без того непростой спорт. Советуем вам поступать так же.

Без стоп-сигнала. Гоночные автомобили не имеют стоп-сигналов. У некоторых машин на дороге они тоже не горят. Учитесь на глаз оценивать скорость соседей по потоку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий